Что можно выявить с помощью электроэнцефалографии и Как выглядят изменения на ЭЭГ (Январь 2018)

Дисфункция срединно-стволовых структур головного мозга

Головной мозг управляет работой и жизнедеятельностью организма. В мозговом стволе расположены важные функциональные участки, в том числе срединные, диэнцефальные, стволовые структуры. Дисфункция срединных структур, расположенных в головном мозге, вызывает расстройства психо-эмоционального фона и вегетативные нарушения. Реже встречается, как самостоятельное заболевание, чаще – как симптом мозговой патологии (новообразования, инфекционные и токсические поражения, сбои в работе системы кровоснабжения, механические повреждения тканей мозга). Последствия: вегето-сосудистая дистония, затруднения восприятия и обработки информации, поступающей из внешнего мира, расстройство личности.

Характеристика патологии

Любые патологические процессы провоцируют ирритацию (раздражение) срединных структур мозга, что в свою очередь проявляется неврологической симптоматикой. Интенсивность вегетативных нарушений отражает степень вовлеченности в патологический процесс тканей ствола мозга. Ствол мозга является продолжением спинного мозга.

Основные функции мозгового ствола включают регуляцию дыхательной деятельности, глазодвигательных и рвотных рефлексов, уровня артериального давления и частоты сокращений сердечной мышцы. Диэнцефальные структуры включают отделы: таламус, гипоталамус, гипофиз. Таламус выполняет задачу первичного анализатора, получает сведения от органов чувств, передает обработанные данные коре.

Гипоталамус регулирует обменные процессы, деятельность нервной и иммунной системы, управляет работой внутренних органов, обеспечивает постоянство, стабильность внутренней среды организма. Гипофиз отвечает за эндокринную регуляцию. Дисфункция диэнцефальных (гипоталамических) структур, находящихся в головном мозге, проявляется в форме вегето-сосудистой дистонии, сосудистых церебральных нарушений, сбоев в работе эндокринной, нервной, иммунной системы.

Патогенетический механизм состоит в усилении возбуждения диэнцефальных структур, что негативно отражается на регуляции нейрогуморальных, психоэмоциональных, висцеральных функций. Серьезные поражения диэнцефальных структур влекут за собой развитие таких заболеваний, как дистермия (нарушение теплорегуляции), детский диэнцефальный синдром, ожирение, булимия, анорексия, акромегалия, болезнь Кушинга, синдром Прадера-Вилли и многих других.

Виды дисфункции

Паталогические изменения могут произойти в стволе или его отделах. В зависимости от локализации очага поражения различают виды дисфункции:

  1. Диэнцефальных структур. Проявляется отсутствием аппетита, нарушением сна, перепадами температуры тела, сбоями в естественных процессах саморегуляции и метаболизма.
  2. Стволовых структур. Признаки дисфункции подкорково-стволовых структур, находящихся в головном мозге: прерывистое, неритмичное дыхание, патологические изменения мышечного тонуса, дисфония (изменение силы, тембра, высоты голоса), дисфагия (трудности во время глотания). Нередко наблюдается дизартрия – изменение произношения вследствие нарушения иннервации элементов речевого аппарата.
  3. Срединных структур. Признаки легкой дисфункции, возникшей в неспецифических срединных структурах, расположенных в головном мозге – девиантное поведение, неуравновешенные психические реакции, перепады настроения, эмоциональные расстройства.

Особенностью дисфункции, поразившей медиобазальные структуры головного мозга, являются нарушения деятельности лобного и височного отделов. Патологическое состояние сопровождается недостаточным развитием речевых навыков, сложностями при концентрации внимания, ухудшением аналитических способностей.

Дисфункция мезенцефальных структур головного мозга выражается синдромами: паркинсонизм (тремор конечностей, нарушение двигательной координации), гиперкинез (патологические, неуправляемые движения в группе мышц), мозжечковые расстройства (атаксия – нарушение двигательной согласованности мышц при отсутствии мышечной слабости).

Признаки дисфункции, возникшей в срединных структурах

Признаки дисфункции, возникшей в диэнцефально-стволовых структурах мозга, полиморфны, неспецифичны, проявляются многими формами и вариациями. Часто встречающиеся:

  • Расширение зрачков.
  • Помутнение сознания.
  • Церебральная гипертензия.
  • Аритмия (тахикардия, брадикардия).
  • Аномальный сердечный ритм.
  • Повышение тонуса мышц.
  • Усиленное потоотделение.

Симптомы могут дополняться утратой кожной чувствительности, увеличением восприимчивости болевых ощущений, тремором конечностей, который отчетливо выявляется даже в состоянии покоя.

Возможные причины нарушений

Дисфункция, затронувшая срединно-стволовые структуры – это такая патология головного мозга, которая носит полиэтиологический характер, что означает наличие многих возможных причин возникновения. Повлиять на развитие дисфункции ствола головного мозга могут такие факторы, как черепно-мозговые травмы, сотрясение мозга, ишемические изменения тканей. Другие факторы, увеличивающие вероятность развития умеренной или выраженной дисфункции срединных структур мозга:

  • Интоксикации.
  • Инфекционные болезни.
  • Проживание в регионе с неблагоприятной экологией.
  • Ионизирующее облучение.
  • Нарушение мозгового кровообращения.
  • Гормональный дисбаланс.
  • Онкологические заболевания.

Если патология диагностирована у новорожденного ребенка, причины возникновения могут быть связаны с заболеваниями, перенесенными матерью, наследственными факторами, родовыми травмами, кислородным голоданием плода.

Диагностика

При наличии признаков патологии для уточнения диагноза назначают обследование. Инструментальные методы диагностики:

  1. ЭЭГ (электроэнцефалограмма). Показывает степень раздражения стволовых структур, уровень биоэлектрической активности мозга, порог судорожной готовности (склонность к развитию эпилептических припадков).
  2. МРТ. Выявляется наличие очагов с поврежденной структурой и характер поражения мозговой ткани.
  3. Ангиография. Показывает состояние кровеносной системы мозга в целом и отдельных ее элементов.
  4. Анализ крови.

Результаты обследования позволяют дифференцировать патологию от таких заболеваний, как ДЦП, церебральная гипоксия, отравления токсичными веществами. После завершения обследования пациент направляется к врачу-неврологу, который индивидуально разрабатывает программу лечения с учетом причин и доминирующих симптомов дисфункции подкорково-стволовых, срединных или диэнцефальных структур.

Минимальная дисфункция, возникшая в мозге у детей

Умеренная дисфункция, затронувшая стволовые структуры, у детей-школьников проявляется легкими отклонениями в работе головного мозга – трудностями при запоминании новых слов, учебного материала, гиперактивностью (чрезмерной физической активностью) или гипоактивностью (сниженной физической активностью), быстрой утомляемостью, замедленным психическим и физическим развитием.

Для дисфункции, затронувшей диэнцефально-стволовые структуры у ребенка, характерны сбои в вегетативно-регуляционной деятельности головного мозга, которые сопровождаются потерей аппетита, нарушением метаболизма и терморегуляции. Венозная дисфункция в детском возрасте развивается из-за ухудшения оттока венозной крови, сбоев в работе системы кровоснабжения головного мозга.

Основные причины патологии: сдавливание вен вследствие травматического повреждения или разрастания опухоли, диагнозы сердечная недостаточность, артериальная, церебральная гипертензия. Симптомы венозной дисфункции:

  • Синюшный оттенок кожных покровов.
  • Отечность мягких тканей в зоне лица.
  • Предобморочные, обморочные состояния.
  • Головные боли с пульсирующим характером течения.
  • Потемнение в глазах.

Лечение детей старшего школьного возраста построено на нейропсихологической коррекции. Психологи работают с детьми с целью регуляции поведенческих навыков и эмоциональных реакций. Медикаментозное лечение сочетается с аппаратными методиками (микрополяризация), физиопроцедурами, массажем, лечебной гимнастикой.

Врачи рекомендуют сократить время, которое ребенок проводит за компьютером и перед телевизором, больше гулять на свежем воздухе, организовать полноценное, сбалансированное питание и комфортный психологический климат в семье.

Лечение

Медикаментозное лечение проводится для восстановления функций организма – нормального психо-эмоционального фона, корректной работы пищеварительной, кровеносной, эндокринной системы. Основные препараты для коррекции работы мозга:

  1. Антидепрессанты. Психотропные средства, стимулирующие деятельность нервной системы.
  2. Транквилизаторы, седативные средства. Психотропные средства, угнетающие деятельность ЦНС.
  3. Психостимуляторы. Психотропные вещества, активирующие психическую и в меньшей степени физическую деятельность организма.
  4. Ноотропные лекарства. Нормализуют клеточный метаболизм нейронов, регулируют высшие психические функции.
Читайте также:  Аторис; инструкция по применению, описание, вопросы по препарату

Если патология является симптомом, назначается адекватное лечение первичного заболевания. Хирургическое вмешательство показано в случаях, когда консервативная терапия не приносит желаемых результатов. Дисфункция отдельных участков мозга не требует оперативного лечения за исключением развития осложнений, опасных для жизни – образование тромбов, окклюзивно-стенозирующие изменения элементов кровеносной системы.

Дисфункция срединных структур провоцирует сбои в работе всего организма. Обнаружение патологии на ранней стадии и корректная терапия помогут справиться с неприятными последствиями нарушений.

Мир психологии

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск
  • Skip to content

Нейропсихологические синдромы в детском возрасте.

Дисгенетический синдром — синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.

Ствол и подкорка.

Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.

Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.

У стволовых детей (если и ствол задействован и подкорка) — снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности — энурез, энкопрез.

Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.

У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.

В случае со стволовыми детками — трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.

В случае с подкорковыми детками — все зависит ото лба (воспитывается функционально). В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб «не воспитывают», то идет интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» — ведущая позиция на всю жизнь.

В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.

В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток — левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.

Чем можно подтвердить стволовые нарушения?

Маркеры ствола:

  • речь (6-7 лет)
  • обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
  • искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
  • леворукость (ложная)
  • нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение

Синдром функциональной недостаточности височных отделов.

Левый висок: страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок — то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции — замена по смыслу. Контаминации — замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.

Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.

Теменные области: функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет — кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен). Артикуляция речи нарушается — путаются звуки близкие по говорению. В письме путает «у» и «и», «о» и «а».

Тактильная память: если говорим о правом полушарии — то добавляется соматогнозис — соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).

Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.

Сам по себе затылок страдает редко.

При нарушении деятельности височно-затылочной области — трудности называния с 5-6 лет.

При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур — трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит). Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.

Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.

Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро — не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги — не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.

Синдром функциональной недостаточности правого полушария.

Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия — симультанная — ориентация в целом.

Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.

В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.

Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом?

Наиболее распространёнными неврологическими диагнозами уже не первый десяток лет являются ПЭП, ММД, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Они стоят в медицинских картах практически всех детей. К сожалению, врачи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Как следствие этого родители порой и не знают про диагноз своего малыша и тем более не знают, что с этим делать. Если терминологию не пояснил врач, то расшифровывать диагнозы приходиться дефектологу. Высокопрофессиональный специалист уже на первой консультации спросит родителей о том, как протекали беременность и роды, какие записи делал в карте ребёнка невролог, как проходили этапы раннего развития.

ПЭП – перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП). Если ПЭП не лечить, то к 2-3 годам он плавно перейдёт в ММД.

Читайте также:  История имплантируемой техники

ММД – минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов (асфиксия), а так же в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление ММД – это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности). Родителям достаточно сложно связать эти диагнозы с вялостью или что чаще, с возбудимостью ребёнка. Малыш много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул (частый или, напротив, имеется склонность к запорам). Ребёнок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается, нарушен сон, запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п. В дальнейшем, по мере взросления малыша, у него может наблюдаться отставание в речевом развитии, расторможенность, неусидчивость, непослушание. Всё это предстоит выяснить дефектологу, когда он начинает работать с ребёнком. Подчас какие-то вещи родитель забыл или никогда не придавал им значения. А ведь многих проблем можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает – достаточно серьезно. Названные диагнозы в карте ребёнка – это не сигнал к панике, а сигнал к действию.

Прежде всего, задача дефектолога убедить родителей в необходимости проконсультироваться с невропатологом. Если врач не назначил никакого лечения, сказав, что всё пройдёт само собой с возрастом, то нужно искать другого врача. Может быть и пройдёт, но не у всех, а лишь у части детей. А остальным придётся нести этот груз по жизни.

Если у ребёнка стоит диагноз ПЭП, ММД, то необходим курс лечения, какой это зависит от возраста и конкретного случая. Не надо бояться препаратов, которые назначает врач, даже если эти таблетки пьёт пожилой человек от склероза, человек, страдающий вегетососудистой дистанией, шизофренией или алкоголизмом. Они нуждаются в улучшении мозгового кровообращения, так же как и ребёнок с диагнозом ПЭП. Помимо медикаментозного лечения малышу необходим массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, а в последствии, если понадобиться, занятия с логопедом, нейропсихологом, дефектологом. Задача специалиста убедить родителей, что невропатолог – не враг, а лучший друг семьи и что лечение очень нужно и важно для ребёнка. Если не лечить эти вещи, то возрастом мы столкнемся с сердечнососудистыми заболеваниями, мигренями, ранними инсультами и инфарктами. Чем раньше начинается квалифицированное лечение, тем лучше будет результат. Ну а комплексное медикаментозное и коррекционно-педагогическое воздействие – это просто идеальный вариант.

Не стоит паниковать и думать, что специалисты обнаружили у ребёнка нечто ужасное: к выпускному вечеру расстройство сойдет на нет, однако прежде успеет доставить немало неприятностей своему хозяину, а также хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется! Но, к сожалению, симптомы ПЭП и ММД, часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу. Родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребёнка, характеризуя особенности его поведения как «лень», «непоседливость», «нервозность», «избалованность» и т.п.

На первой консультации дефектолог подробно выясняет у родителей все, что связано с беременностью, родами и ранним развитием ребёнка. Ответив «да» на ряд вопросов, родители сами могут определить, есть ли у ребёнка основания «претендовать» на диагноз ПЭП и ММД.

  1. Как протекали беременность и роды? К факторам, вызывающим различные патологии врачи относят следующие показатели: гипоксия плода, длительный токсикоз, обвитие пуповиной, заболевания матери, курение матери, употребление наркотиков и алкоголя, воздействие токсических веществ, недоношенность или переношенность, асфиксия, родовая травма и т.п.
  2. На первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии (ПЭП)?
  3. Ребенок засыпает с трудом, обычно часто просыпается ночью, ворочается и вскрикивает во сне? Рано (до 6 лет) отказался от дневного сна?
  4. Поведение ребёнка шумное и беспокойное, часто агрессивным, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или какой-то игре, требующей внимания и терпения?
  5. Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?
  6. Чувствует и ведёт себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?
  7. Периодически жалуется на головную боль? Окружность головы не соответствует возрастным нормам? Окружность головы годовалого ребёнка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года – 49 см, в 5 лет — 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до «взрослой» величины – 55-58 см.
  8. Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?
  9. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?
  10. Бегает на носочках, быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только её внутренний край и носочки?
  11. Наблюдается логоневроз в состоянии повышенной эмоциональной возбудимости? Неправильно произносит слова, с трудом запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?
  12. Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосёт пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает, постоянно облизывает губы — словом, совершает навязчивые движения, которые родители склонны относить ко «вредным привычкам»?

Если какие-то из этих проблем есть у малыша, откладывать визит к невропатологу нельзя. Если вовремя не обратиться к специалисту, надеясь, что все пройдет само — собой, то настоящие проблемы будут ждать родителей, когда их чадо пойдёт в первый класс.

Чтобы подготовиться к школе ребёнку с диагнозом ПЭП и ММД, недостаточно выучить буквы и цифры. Главное – укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. Чем раньше начнут «приводить в порядок» нервы малыша, тем лучше будет результат. Только от родителей зависит, чтобы лечение не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее. Лечение будет заключаться не только в микстурах и таблетках (этого не надо бояться), но и в создании определенной обстановки в семье, которая «работала» бы на выздоровление ребёнка. Для этого, прежде всего, родители, должны правильно понимать, что происходит с малышом и серьёзно к этому относиться. Порой он и рад бы вести себя хорошо и хорошо заниматься, но он просто не может справиться сам с собой. Что может посоветовать дефектолог семье, в которой возникла такая проблема:

  1. Посетить хорошего невропатолога. Обязательно пройти курс лечения (скорее всего не один) и регулярно (весна и осень) показываться врачу.
  2. Строго соблюдать режим дня (ложиться спать, вставать по утрам, питаться, ходить на прогулку в одни и те же определенные часы). Привычные действия служат определенными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
  3. Дневной сон должен быть обязательным, а вечерний не позднее двадцати одного часа. Ослабленной нервной системе необходим отдых.
  4. Избегать частых увеселительных мероприятий (гости в доме, посещение гостей, вечеринок, развлекательных клубов и т.п.). Нарушается привычный распорядок дня, ребёнок получает огромное количество лишних впечатлений и эмоций.
  5. Взять под контроль общение малыша со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми ему противопоказано. Для знакомства выбрать спокойного, неагрессивного ребёнка постарше.
  6. Избегать домашних ссор, они до крайности истощают детскую психику.
  7. Наложить запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров может спровоцировать судорожный приступ, расшатать далеко не железные детские нервы. Избавить ребёнка от агрессивных мультфильмов. Весь материал для просмотра, прослушивания и чтения должен подвергаться родительской цензуре.
  8. Стараться не брать ребёнка в дальние поездки, заграничные турне, жаркие страны. Если же ребёнку необходим морской воздух и вода, лучше ехать в бархатный сезон и минимум на два месяца.
  9. Организовать детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием или подвижных игр на воздухе, улучшающих координацию и точность движений.
  10. Больше рисовать, вырезать, склеивать, складывать, строить из конструктора, выкладывать мозаику и т.п. Все это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.
  11. Чаще читать малышу стихи, сказки, слушать спокойную музыку, детские песенки, русские народные песни.
  12. Не водить ребёнка, особенно дошкольного возраста, одновременно во все возможные кружки, секции, музыкальную школу, на занятия иностранным языком и на подготовку к школе. Для ребёнка с диагнозом ПЭП и ММД требуется охранительный режим и строгая дозировка дополнительных занятий.
Читайте также:  Как улучшить зрение при близорукости очки или линзы

Основная мысль, которую дефектолог должен внушить родителям заключается в том, что справиться с последствиями ПЭП и ММД им поможет комплексное лечение, благоприятная обстановка в доме, щадящий режим и коррекционная работа с такими специалистами как дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Словарик

Дефектолог – это педагог, который помогает познать всё или почти всё из того, что ребёнок должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребёнка.

Логопед – это педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Психолог – помогает создать вокруг ребёнка благоприятную для развития атмосферу: тестирует его личностный склад, дает возможность родителям лучше узнать малыша, сделать их общение полноценным.

Нейропсихолог – это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными системами головного мозга. Нейропсихолог проводит диагностику и подбирает коррекционные упражнения, позволяющие развивать «отстающую» сферу головного мозга.

Гипердинамический синдром – синдром двигательной расторможенности – наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматических заболеваниях.

ДЦП – детский церебральный паралич, заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения. В основе ДЦП лежит раннее (как правило, внутриутробное) повреждение или недоразвитие мозга вследствие ряда причин. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием. Существуют разные формы ДЦП в зависимости от повреждения определенных систем мозга.

ЗПР – задержка психического развития, нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС. У детей с ЗПР наблюдается сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедленным темпом переработки информации. Внимание неустойчивое, память ограничена в объёме и непрочна.

В большей степени развито наглядно-действенное мышление, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также лёгкие нарушения речевых функций. ЗПР особенно ярко проявляется на начальном этапе обучения, когда обнаруживаются недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы, отставание в речевом развитии и как следствие, трудности усвоения ребёнком школьной программы.

ЭЭГ (электроэнцефалография) – исследование биоэлектрической активности мозга – позволяет судить о зрелости мозговых структур, а также выявить очаги возбуждения в коре головного мозга, которые могут провоцировать судорожные приступы. Это исследование входит в комплекс диагностических мероприятий для детей с головными болями, энцефалопатией, минимальной мозговой дисфункцией, эпилепсией.

ЭМГ (электромиография) – это исследование нервно-мышечной системы путем регистрации электрических потенциалов мышц. Определив скорость распространения электрических сигналов по нервным волокнам, можно установить место и тяжесть повреждения периферической нервной системы при таких заболеваниях, как ДЦП, различные парезы, при черепно-мозговых травмах и травмах спинного мозга.

ЭНМГ (электронейронейромиография) – исследует электрическую реакцию нервов и мышц на электрическую стимуляцию. Этим способом можно определить нервно-мышечную проводимость отдельной мышцы, установить, на каком уровне произошло поражение.

ЭМГ и ЭНМГ – помогают в диагностике центральных, сегментарных, невротических и мышечных двигательных нарушений, позволяют обнаружить нарушения биоэлектрической активности на ранней стадии заболевания, при отсутствии выраженных симптомов, а также дает возможность наблюдать за динамикой процесса и эффективностью лечения.

Нейросонография – УЗИ головного мозга через родничок. Это исследование структуры головного мозга, которое демонстрирует развитие всех его отделов, показывает, соответствует ли оно нормативам. Исследование назначается детям при нарушении мозгового кровообращения, кровоизлияниях, судорожных проявлениях, гидроцефальном синдроме, недоношенным малышам для контроля за эффективностью лечения.

Эхоэнцефалоскопия – исследование головного мозга – проводится детям старше года и позволяет уточнить расположение срединной структуры мозга. Исследование проводится при частых головных болях, проявлении гидроцефального синдрома, повышенном внутричерепном давлении, гипертонусе, гипотонусе, травмах мозга.

Эти исследования требуют дорогостоящего оборудования и высокой квалификации специалиста, поэтому проводятся лишь в немногих диагностических центрах и специализированных детских неврологических больницах.

© Маргарита Шишкова, 2006 — 2019.
Использование представленных материалов на других сайтах и в печатных изданиях
допускается только с письменного разрешения автора.

Ссылка на основную публикацию
Что лучше осуществить в домашних условиях лечение липомы или обратиться к доктору
Липома Липомой называется опухолевое образование с доброкачественным течением. Источником возникновения липомы является жировая ткань. Может локализоваться на любом участке тела,...
Что делать, чтобы хорошо выглядеть в похмелье — Wonderzine
Активированный уголь для похудения Женщины используют активированный уголь для похудения, чтобы сбросить вес перед пляжным сезоном, как экспресс метод, когда...
Что должен знать и уметь ребенок в 4 года, особенности развития
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Все для раннего Развития Детей Страницы Главная страница Дети до 1 года Дети от 1 до 2 лет...
Что лучше Фуразолидон или Энтерофурил и чем они отличаются
Фуразолидон и Энтерофурил Фуразолидон и энтерофурил – препараты, относящиеся к группе антибактериальных средств. Получили широкое применение в борьбе с инфекционными...
Adblock detector