Запись на кружки по биологии; Математическая вертикаль

Игорь Окштейн

«Удивительный момент, когда всё, чему ты учился, что делал, о чём мечтал, вдруг сходится в одной сияющей точке, и ты вдруг осознаёшь, в чём заключается твой собственный смысл. Для чего ты нужен в Мире — именно такой, каков есть, и даже твои слабости вдруг оказываются если не силой, то необходимым дополнением к ней. » (М.Фрай)

«Люди, ставшие свидетелями этого невероятного зрелища. слонялись потом по Старому Городу до самого рассвета, не в силах просто пойти домой и остаться там наедине с новым, навсегда изменившимся собой» (М.Фрай)

Правильность пути, по которому ты идешь, определяется тем, насколько ты счастлив, идя по нему. (Аристотель)

«И деревья в лесу будут ласково
разговаривать с нами, и птицы, и звери, потому что настоящие влюбленные всё
понимают и заодно со всем миром. И все будут рады нам, потому что настоящие
влюбленные приносят счастье.» (Е.Шварц)

«Что бы вы ни делали, это не должно быть скучным, иначе просто не делайте этого. Вы не обязаны что-то делать, но если все-таки хотите, то делайте это по-настоящему.» (Ошо)

«. и наши ангелы нальют себе — один джина, а другой кофе. Твой почешет в затылке, а мой —пятку, и махнут рукой, и скажут. «

«А теперь вот и людей стало слишком много — боги не успевают уследить за всеми и за каждым. Я вообще не верю в Бога и в богов. Я не верю, что существует разумная сила, способная влиять по своему усмотрению на мою жизнь. Но я верю, что бывают на свете очень странные люди. Я просто знаю это.»
(С.Витицкий «Бессильные мира сего»)

«Люди делятся на тех, кто недостаточно доверяет партнёру, и на тех, кто совсем ему не доверяет» (А.В.(с))

«. Потому что страдать, бояться и хорошо себя вести, чтобы избежать наказания, люди умеют и без посторонней помощи. А радоваться и ни черта не бояться труднее всего. И значит, именно этому и следует учиться человеку на земле.» (М.Фрай)

» Знаешь, а ведь твой Мир – одно из самых страшных мест во Вселенной, гость! Он оплетает своей паутиной всех, кто там родился, и никому не удается ускользнуть… Но хуже всего, что вы сами учитесь у своего Мира этому искусству: с первых же дней жизни каждый начинает плести свою паутину, стараясь заманить в нее всех, кто окажется поблизости – и вам это нравится! Нам кажется, что во всех вас есть что то неуловимо отвратительное – такими вас делает ваш жуткий Мир… Если посмотреть на твою родину нашими глазами, можно содрогнуться: миллиарды живых существ, навсегда увязшие в липкой паутине, продолжают старательно плести ее до последнего дня своей короткой жизни. Вы тратите слишком много сил на то, чтобы сплести свои собственные сети, и на то, чтобы вырваться из чужих, но паутина устроена таким образом, что все попытки освободиться приводят к тому, что вы увязаете глубже и глубже… Безнадежно! Именно поэтому вы так быстро стареете и умираете: у вас не остается сил на то, чтобы просто жить – даже такой обычной жизнью. » (М.Фрай «Сладкие грёзы Гравви»)

«сказали мне, что эта дорога ведет к Океану смерти; и я с полпути повернул обратно. с тех пор все тянутся передо мной кривые глухие окольные тропы. «
Ёсано А., «Трусость».

«. выборы каждодневные, обыденные, но именно они в конечном счете определяют эволюционное развитие человека; именно здесь ему в максимальной степени дается свобода воли, которую он может использовать творчески, во благо или во зло, а может отдать кому-то еще, отчего голова, конечно, будет болеть меньше, но краски мира придется смотреть через телевизор, и хорошо, если он окажется цветным.» (А.П.)

«Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе над

Легенды МГУ. Игорь Окштейн и движение Крионудистов.

Продолжение тематики «Тайные общества и Неформальные Движения МГУ»

Если Вы любите свежий бодрящий русский морозец, ежели Вам приятно погулять по Территории Универа, особенно в районе между улицами Лебедева и Менделеева, когда за окном градусов этак минус двадцать пять – двадцать семь и рассыпчатый снег томно поскрипывает под Вашими шагами, то, возможно, Вам не раз случалось быть свидетелями довольно интригующей процессии полуодетых энергичных юношей с розовеющими на морозе щеками, ведомых высоким сухощавым, жилистым и загадочным средних лет мужчиной восточной внешности, мистически красивым, словно сошедшим с шумерских и вавилонских фресок и барельефов

– в тонкой маечке (на таком-то морозе!), с выгодно-рельефной мускулатурой, с подчеркнуто-прямой спиной и словно влитым в эту гордую осанку огромным станковым рюкзаком, с орлиным носом и шикарной завивающейся бородой, прямо как на мессопотамских фресках, с суровым проницательным взором мистика и неутомимой размашистой походкой биолога-полевика.

За ним гуськом, прямо как стайка утят вслед за культовым этологом Конрадом Лоренцом, семенит обычно группа эксцентричных юношей топлесс либо в тонких маечках, как правило, тоже с большими станковыми рюкзаками за спиной, с прямой осанкой и размашистой походкой, и со стороны смотрится так, что и в походке, в осанке, — во всем, — пытаются они копировать своего Учителя.

Внимание, предупреждение: Информация, изложенная в Легенде, базируется на университетском фольклоре и может не соответствовать действительности!

Так вот, если верить Легендам МГУ, то этих загадочных молодых людей, бесстрашно раздевающихся на лютом морозе, зовут крионудистами, а таинственный красивый и неутомимый мужчина с шикарной черной бородой – основатель и бессменный лидер Движения Крионудистов по имени Игорь Леонидович Окштейн.

Читайте также:  Семейная гиперхолестеринемия причины, симптомы и внешние признаки, способы лечения патологических от

По Легенде, движение крионудистов появилось еще в далекие теперь от нас времена позднего СССР, а основали его уже упомянутый Игорь Леонидович Окштейн с Биофака и Легендарный выпусник Почвы по имени Сквор – выдающийся университетский интеллектуал и ученый-энциклопедист, один из основателей научно-философкой концепции пространственно-временной развертки.

Цель адептов этого культового движения – физическое, нравственное, интеллектуальное и духовное совершенствование, а достигается оно через упорное изучение ряда научных дисциплин в сочетании с мистико-аскетическими практиками, главными из которых является ношение огромного рюкзака и отказ от использования верхней одежды в условиях сильных холодов. В теплое время, кстати, крионудистам позволяется пользоваться рубашками и свитерами, но, как только наступают холода, они переходят на «топлесс»

Еще один интересный факт из жизни крионудистов – говорят, что сильные морозы градусов по минус двадцать пять – тридцать переносятся ими прекрасно, а вот температуры около нуля, как это ни странно, могут подорвать организм и привести к простудным заболеваниям.

Игорь Окштейн – интереснейшая личность, в свое время подавал огромные надежды в науке, в юности активно занимался зоологией и нейробиологией, и, кстати, как говорят, изучал он очень таинственное животное по имени трихоплакс, которое стоит как бы на границе одноклеточного и многоклеточного миров. Кстати, рассказывают, что этим странным животным занимался также и брат Великого Лидера Трудового Народа Владимира Ленина по имени Александр, пока не связался с террористами и не влип в идиотскую историю с покушением на царя. Вроде бы, Александр Ульянов-Ленин тоже подавал огромные надежды, и его учителя сильно переживали, что его научная карьера трагическим образом оборвалась.

А Игорь Окштейн после развала СССР и коллапса советской науки решил для себя, что самое важное для России сейчас – это воспитать поколение думающих молодых людей, и с начала 1990-х полностью отдался образованию, с огромным энтузиазмом учит он молодежь разным научным дисциплинам, ну, а наиболее талантливых и преданных делу Науки может принять и в ряды крионудистов. Помимо своей основной работы в рамках Движения Крионудистов, Окштейн принимает активное участие в организации школьных олимпиад, в заочном обучении школьников в заочной школе ВЗМШ, преподает в школе и делает много чего еще интересного и полезноо для страны. Еще в начале 1990-х вместе с Легендарными Барсуком, Денисом Жилиным и Букой он создал так называемую альтернативную или «окштейновскую» химеру, ставшую культовым феноменом в области биологического и экологического образования во времена разрухи 1990-х. К настоящему моментк эта «окштейновская химера» эволюционировала в экологическую школу ЛЭШ, имя Октейна в ней уже не упоминается, но начинал это дело когда-то именно он!

Еще немного по тайным обществам и неформальным движениям в Московском Университете:

1) Про Чеченскую Мафию в ДАСе

2) Про движение ФДСовских Космонавтов

3) Про Всадников Апокалипсиса

Общая информация по Всадникам Апокалипсиса и несколько Легенд про них

А здесь – история про «захват в заложники» Всадниками Апокалипсиса одного ииз секс-сиволов МГУ начала 2000-х (на самом деле никакого захвата в заложники не было, впрочем, почитайте сами)

И еще парочка Легендарных Историй про «Всадников»

Окштейн Игорь Леонидович Цитология с основами естественных наук

Окштейн Игорь Леонидович

Цитология с основами естественных наук

(введение в современную биологию «с нуля»)

Предисловие

Настоящее пособие предназначается для кружка учащихся при вузе, средней школе или станции юннатов и реализует попытку введения школьников «с нуля» в современную биологию, базирующуюся на представлениях о химических и физических основах функционирования живой клетки, а через цитологию — в современное естествознание, основанное на комплексном, многодисциплинарном подходе к любому природному явлению или объекту. Школьникам дается ключевая информация из физики, химии и цитологии, делающая понятными для них почти любую научно-популярную книгу по химии или биологии, и любой вузовский учебник по зоологии или ботанике. Как показывает практика, этот курс также прививает принятый в естественных науках структурно-функциональный подход, то есть потребность задавать вопросы типа «как это (орган, ткань, органоид клетки) работает?» и позволяет предлагать вполне разумные гипотезы о молекулярных механизмах и некоторых физических явлениях, лежащих в основе функционирования этих живых структур.

Кружок должен быть приблизительно одновозрастным, при этом в зависимости от возраста участников (в нашей практике он колебался от 11 до 16 лет) изучение всего объема курса занимает от 20 до 100 часов лекционно-семинарских занятий.

Курс в разных модификациях используется уже в течение 12 лет в качестве программы первого года обучения на Летней Экологической Школе (ЛЭШ проводится совместно Центральной станцией юннатов и Научно-Творческим объединением «Молодые биологи — школе» при Биологическом факультете МГУ) для школьников, окончивших 6 класс.

Обратите внимание на знаки

» ! » -полезная дополнительная информация, необязательная для понимания основной части курса.

» ? » -вопросы, размышление над которыми позволит углубить Ваше понимание материала курса.

Глава 1.


Атомы и молекулы

Как Вы уже, наверное, слышали, большинство окружающих нас предметов состоит из очень мелких, невидимых простым глазом частиц — молекул . Молекулы, в свою очередь, состоят из еще более мелких частиц — атомов. На рис. 1а – молекулы воды, кислорода и еще нескольких веществ. На рис. 1б показано расположение молекул воды в жидкой воде, кристаллике льда и водяном паре.

Любые молекулы непрерывно двигаются (это движение называется тепловым движением ). В жидкостях и газах молекулы летают по всей толще жидкости (по всему объему сосуда с газом), сталкиваясь и отскакивая друг от друга, как бильярдные шары. При повышении температуры жидкости (газа) они двигаются все быстрее и быстрее. Если понижать температуру, то скорость движения молекул будет уменьшаться, и наступит момент (при температуре -273°С), когда молекулы остановятся.

? Как, по-Вашему, должны двигаться молекулы твердых веществ? Почему Вы так думаете?

? На столе стоит стакан с водой. Что находится в пространстве между молекулами воды? Пожалуйста, выберите из следующих вариантов: вода, воздух, вакуум, стекло. Обсудите этот вопрос с учителем.

Читайте также:  Эргоферон» при грудном вскармливании инструкция по применению, аналоги

Любая группа молекул в пустоте (вакууме) самопроизвольно рассеивается (см. рис. 2: молекулам на периферии скопления ничто не может помешать улететь от него сколь угодно далеко). Если рядом оказывается несколько скоплений различных молекул, они, рассеиваясь, проникают друг в друга, и разные молекулы перемешиваются (пример растворение куска сахара в стакане с водой. Даже если воду не перемешивать, молекулы сахара за несколько дней рассеются по всему объему стакана, и раствор станет одинаково сладким в любой точке.) Любой подобный процесс называют диффузией .

Для описания диффузии удобно пользоваться словом » концентрация «. Оно имеет несколько похожих, но все-таки разных значений. Вот самое простое из них. Концентрация — это количество частиц данного вещества в единичном объеме (то есть в одном кубическом миллиметре, сантиметре или метре ). Тогда диффузия — это процесс рассеивания вещества из области пространства с его высокой концентрацией в области пространства с его низкой концентрацией .

Осмос

Давайте проделаем такой опыт. Возьмем кусочек целлофановой пленки и привяжем его ниткой к стеклянной трубочке (рис. 3). Через эту трубочку наполним получившийся целлофановый мешочек сладкой водой (раствором обычного сахара). Теперь опустим трубочку с мешочком на конце в чистую воду так, чтобы уровни воды в трубке и в стакане сравнялись, и подождем некоторое время. Вода в трубке начнет подниматься все выше и выше над уровнем воды в стакане и, наконец, остановится.

Рис. 4

Что произошло? Как Вы уже догадались, в целлофановой пленке имеют ся маленькие дырочки такого размера, что молекулы воды свободно через них проходят, а молекулы сахара «не пролезают» (рис. 4). Молекулы воды могут пролетать сквозь каждую дырочку как внутрь мешочка, так и наружу. Однако внутри мешочка часть объема занята молекулами сахара. Поэтому в непосредственной близости от дырочки внутри мешочка молекул воды всегда меньше, чем снаружи. Это значит, что число молекул, влетающих внутрь мешочка, всегда больше числа вылетающих из него, и постепенно в мешочке молекул воды становится все больше и больше. Вода заполняет мешочек и начинает вытесняться из него в стеклянную трубочку. Подобные явления называют осмосом .

Можно вспомнить о концентрации и сказать, что суть осмоса в том, что вода проникает сквозь целлофановую пленку из области своей высокой концентрации в область своей низкой концентрации, т.е. диффундирует. Иначе говоря, осмос — это диффузия воды сквозь полупроницаемую перегородку (перегородку называют полупроницаемой , если сквозь нее не проходит хотя бы одно из разделенных ею веществ).

Осмос в жизни животных и растений

? Почему при варке варенья фрукты обычно сморщиваются? Попробуйте предложить способ приготовления варенья, при котором они бы не сморщивались.

? Почему у комнатных растений, которые забыли полить, листья повисают как тряпочки?

? Если вылить в чистую воду капельку крови, то имеющиеся в ней клетки начнут раздуваться и лопаться.(Рис. 39) Почему?

? Что произойдет с клетками крови в предыдущем опыте, если заменить чистую воду насыщенным раствором соли?

? Некоторые одноклеточные организмы (обыкновенная амеба, многие инфузории) обитают в почти чистой (пресной) воде. Почему же они не лопаются?

Глава 2.


Строение клетки многоклеточного животного

Все живые существа Земли состоят из клеток — маленьких мешочков размером обычно около 0,01 мм (мы будем пользоваться другой мерой длины — микрометром (общепринятое сокращение — мкм): 1 мкм = 1/1000 мм ).

! Что можно и чего нельзя увидеть простым глазом

Есть такой способ оценки остроты зрения. Человеку предъявляют две черные точки на белом экране, а затем постепенно начинают их сближать (рис. 6). При нормальной остроте зрения и расстоянии от глаз до экрана 20-25 см эти две точки сливаются в одну при расстоянии между ними около 0,1 мм (то есть 100 мкм).

Рис. 7

Реально объекты размером меньше 100 мкм на достаточно контрастном фоне (скажем, черный объект на белом фоне) видны как еле заметные точки, больше 100 мкм — видны с точностью до общей формы. Например, объект размером 100х200 мкм виден как маленькая палочка. На рис. 7 показан способ рассматривания мелких объектов, например, мелких организмов, обитающих в воде, зачерпнутой из пруда. Он позволяет различить (и, при желании, выловить пипеткой), например, протистов размером крупнее 51 мкм.

Рис. 8

Оказывается, клетки разных организмов очень похожи друг на друга по строению. Если мысленно разрезать пополам какую-нибудь клетку многоклеточного животного, то на срезе будет видна картина, изображенная на рис.8 (1- мембрана , 2- ядро , 3- ядрышко , 4- ядерная пора , 5- комплекс Гольджи ( диктиосома ), 6- эндоплазматическая сеть , 7- клеточный центр (состоит из двух центриолей), 8- митохондрии , 9- рибосомы ).

Рис. 9


! Царства органического мира

На Земле обитает несколько миллионов различных живых существ. Область биологии, называемая систематикой , занимается поисками наиболее удобных вариантов деления всего этого множества живых организмов на группы (они называются систематическими группами , или таксонами ). Самые крупные таксоны — царства . Один из современных вариантов деления живых организмов на царства показан на рис. 9. В рамках этого учебника мы будем изучать только клетки многоклеточных животных. Клетки представителей других царств похожи на животные клетки, но все же заметно от них отличаются. На рис. 9 показаны для сравнения срезы клеток растений , грибов и бактерий . Царство бактерий имеет еще одно название — прокариоты («про» — «недо-, еще не…», «карион» — «ядро»), связанное с отсутствием в их клетках ядер. Остальные четыре царства носят общее название — эукариоты («эу» — «настоящий»).

Оболочку, покрывающую клетку снаружи, называют клеточной мембраной . Внутри клетки часто встречаются пузырьки, оболочка которых очень похожа на клеточную мембрану. Их называют мембранными пузырьками , или вакуолями . Различные части клетки называются органоидами . Видны срезы нескольких органоидов: ядра , эндоплазматической сети (ЭПС), комплекса Гольджи, митохондрий, двух центриолей (вместе они имеют название » клеточный центр «). На рис. 11 показан внешний вид этих органоидов. Внутреннее содержимое клетки, за исключением ядра, называют цитоплазмой .

Читайте также:  Покраснение лица — причины, болезни, диагностика, профилактика и лечение — Likar24

Рис. 12

Клетка живет активной жизнью. Шевелится мембрана, разные органоиды перемещаются с места на место, некоторые мембранные пузырьки сливаются в один пузырек, другие, наоборот, разделяются на несколько новых пузырьков. На рис. 12 показаны различные «сюжеты из жизни» мембранных пузырьков. Если в роли большого пузырька на рис. 12б выступает вся клетка, то ситуацию выброса из клетки «начинки» мембранного пузырька называют экзоцитозом , а ситуацию захвата чего-либо внутрь клетки — эндоцитозом (от слов «эндо-» — «внутрь» и «экзо-» — «наружу»).

Глава 3. Питание клетки

Любая живая клетка питается , т.е. захватывает из внешней среды съедобные для себя вещества (в виде отдельных молекул или больших групп молекул — пищевых частиц , иногда даже целых клеток меньшего размера), и так или иначе использует эти вещества.

! Как клетка использует захваченные из внешней среды питательные вещества

Есть всего два принципиально различных варианта.

Молекулы питательных веществ можно использовать для построения других молекул, выполняющих в жизни клетки какие-нибудь более или менее важные функции, например, различных молекул, входящих в состав клеточной мембраны. Этот вариант использования клеткой питательных веществ называется ассимиляцией .

Другой вариант — по сути дела сжечь их. Если поджечь, например, кусочек сахара или древесины, то он будет гореть, выделяя энергию в виде света и тепла. Клетка умеет производить похожий процесс (он называется дыханием ) с отдельными молекулами пищи. Энергия, которая при этом выделяется, используется клеткой, например, для передвижения или для захвата новых пищевых частиц. Подробнее о дыхании мы поговорим в главе «Диссимиляция. Дыхание клетки». Такой вариант использования веществ называется диссимиляцией .

Фагоцитоз («фагос» — «пожиратель», «цитос» — «клетка») — питание клетки сравнительно большими пищевыми частицами (в том числе другими клетками). Общая картина фагоцитоза показана на рис. 13. Проплывающая мимо клетки пищевая частица касается мембраны и прилипает к ней (1,2). Мембрана под ней прогибается, охватывая частицу со всех сторон (3). В результате образуется мембранный пузырек с частицей внутри — пищеварительная вакуоль (4). Она отрывается от мембраны и уплывает вглубь цитоплазмы. Там она сливается с другим пузырьком ( первичной лизосомой — от слов «лизис» — «растворение, расщепление» и «сома» — «тело»), отделившимся от комплекса Гольджи (5). Пузырек — результат этого слияния — называют вторичной лизосомой . После этого пищевая частица начинает растворяться. Минут через 20 внутри вторичной лизосомы виднеются только несколько маленьких бесформенных кусочков, почему-то «не захотевших» растворяться (6). Затем вторичная лизосома подплывает к мембране клетки и сливается с ней, выбрасывая из клетки наружу эти «кусочки» (7б). Другой вариант, гораздо более приемлемый для многоклеточных животных – вторичная лизосома выбрасывает непереваренные остатки в специальную вакуоль накопления на «вечное хранение» (7а).

? Как Вы полагаете, чем опасен для организма многоклеточного животного выброс непереваренных остатков в пространство между клетками?

Молекулярные механизмы фагоцитоза

Захват пищевой частицы (рис. 13: этапы 1-3)

Рис. 14

Все эти удивительные превращения происходят благодаря деятельности специальных молекул. На рис. 14а показаны молекулы мембраны клетки (они называются рецепторами ), обеспечивающие прилипание пищевой частицы к мембране и образование пищеварительной вакуоли. Рецепторы — это молекулы мембраны клетки, которые могут узнавать другие молекулы ( лиганды ), и прочно к ним прилипать. Коснувшаяся мембраны частица прилипает в том случае, если на ее поверхности имеются лиганды к каким-нибудь рецепторам, имеющимся на поверхности клетки (на мембране обычно имеется около 100 различных разновидностей рецепторов, и каждый из них «узнает» определенный лиганд).

Растворение частиц пищи во вторичной лизосоме (рис. 13: этапы 5-7)

Пусть в данном конкретном случае клетка захватила с помощью фагоцитоза другую клетку, только маленькую (см. рис.14б). Первичная лизосома принесла из комплекса Гольджи специальные молекулы ( пищеварительные ферменты (3)), умеющие «разрезать» большие молекулы (1) (например, полимеры — см. ниже) на части. Из-за этого органоиды захваченной клетки «разваливаются» на отдельные мелкие молекулы (2). В мембране вторичной лизосомы имеются также белки-переносчики (4), которые умеют переносить эти мелкие молекулы через мембрану в цитоплазму клетки.

? Как Вы полагаете, откуда взялись в мембране лизосомы белки — переносчики?

Полимеры и мономеры

Рис. 15

Молекулы состоят из еще более мелких частиц — атомов . Полимеры («поли»- «много», «мерос» — «часть») — это молекулы, состоящие из одинаковых или очень похожих друг на друга групп атомов ( остатков мономеров : «моно» — «один»), соединенных между собой (см. рис. 14б и 15). Пищеварительные ферменты во вторичной лизосоме «разрезают» полимеры пойманной пищи на отдельные мономеры. Полимеры и их мономеры обычно имеют разные названия. Чтобы было легче запомнить эти названия, мы объединили в табл.1 сведения обо всех типах полимеров клетки.

! Подробнее о полимерах, остатках мономеров и самих мономерах. Краткое введение в химию .

Рис. 16

Атомы в химии принято обозначать латинскими буквами (например, атом водорода обозначается латинской буквой H , атом кислорода — буквой O ). Молекулы в химии изображают формулами . В некоторых формулах (они называются графическими формулами ) связи атомов друг с другом ( химические связи ) рисуют в виде палочек (см., например, рис. 15 и 16). В аналитических формулах около значка каждого атома в виде индекса указывают количество таких атомов в этой молекуле. На рис. 16 показаны аналитические и графические формулы двух молекул — воды и перекиси водорода .

Обычно на одном конце любого клеточного полимера к нему присоединен атом водорода, а на другом конце — группа из двух соединенных друг с другом атомов — водорода и кислорода. На рис. 15 показано, как пищеварительный фермент «разрезает» полимер. Подобные химические реакции (в ходе которых к каким-либо молекулам присоединяются разделенные на части молекулы воды) называют реакциями гидролиза . Пищеварительные ферменты, производящие реакции гидролиза, называют гидролазами .

Таблица 1. Полимеры и мономеры, входящие в состав живых клеток.

Аминокислоты (обычно их в клетке около 20 разных типов).

Ссылка на основную публикацию
Заложенность ушей после отита когда пройдет и чем лечить
Заложило уши после отита: что делать, чем лечить Многих интересует, что капать в ухо после отита. Для начала надо разобраться...
Задержка мочи — цены на лечение, причины и диагностика задержки мочи в «СМ-Клиника»
Кровь в моче – что делать? Причины и диагностика Откуда может появиться кровь в моче? Есть вероятность, что предпосылок для...
Задержка после эскапела, опасно ли это, когда должны пойти месячные
Контрацептивы Эскапел - отзыв Задержка полгода "НЕ БЕДА", зато Эскапел поможет всегда. Отзыв о том, как я избежала не запланированной...
Заложило ухо при насморке как снять заложенность
Лучшие методы лечения заложенности уха при насморке Заболевания, связанные с ушами, горлом и носом всегда доставляют огромный дискомфорт. Если заложило...
Adblock detector